Основные принципы программы

В   Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) большое значение придается созданию условий для приобретения обучающимися опыта проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включает «умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи».
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Именно организация исследовательской и проектной деятельности в школе обеспечивает эффективное развитие данных компетенций современного ученика.
Формирование исследовательских компетенций предусматривается всеми учебными предметами, особенно это характерно для предметов естественного направления, но на практике часто это сводится к эмпирическим исследованиям (умение проводить наблюдение, эксперимент), в то время как исследовательская деятельность учащихся должна пониматься в более широком смысле. Так, например, недостаточно внимания уделяется развитию умения видеть и выделять проблему, формулировать гипотезу, задавать вопросы, отставать свою точку зрения и т.п. В связи с этим необходима разработка и внедрение  в  образовательную  деятельность  адаптированных  к  конкретным  условиям школы и возрасту учащихся программ для обучения школьников методам и приемам исследовательского деятельности.
 Таким образом, актуальность введения модуля по формированию исследовательской компетентности учащихся определяется современными требованиями ФГОС к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся. Актуальность модуля также обусловлена его методологической значимостью: знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой научно-исследовательской деятельности в старшей школе, вузах, колледжах и т.д.
Данная программа имеет естественнонаучный характер, предполагает изучение родного поселка в различных аспектах: биологических, географических, экологических, исторических, эстетических и социально-культурных; основывается на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника, способствующей воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.
Данная программа сформирована как отдельный курс, поэтому может быть использована для реализации в образовательном учреждении в виде курса внеурочной деятельности учащихся.
Отбор содержания определен личным опытом автора в организации ученической исследовательской деятельности в школе. Замечено, что, как правило, учащиеся справляются с «деятельностной» частью исследования – проведение эксперимента, сбор данных и т.п. Обычно значительные затруднения у учащихся вызывает оформление текста исследовательской работы: формулировка научного понятийного аппарата, обработка полученных результатов, понимание структуры работы, соблюдение требований оформления приложений, графиков, таблиц, литературных источников и др.
Отличительной особенностью данной программы является ориентированность на получение обучающимися опыта оформления исследовательской работы. Учащимся будут предложены задания, предусматривающие анализ текстов реальных исследовательских работ, самостоятельное формулирование вариантов структурных элементов исследования (актуальность, проблема, гипотеза, объект и предмет исследования, цель и задачи и др.). Специфика программы в том, что практические задания и сопровождающие теорию примеры основаны на материалах эколого-химического содержания. Учебные материалы блоков программы – это практические рекомендации, анализ типичных ошибок в содержании и оформлении этапов исследовательской работы, необходимые клише для формулировок определенных понятий.
Содержание программы «Введение в исследовательскую деятельность» ориентирована учащихся 14-17 лет. Оптимальное количество обучающихся в группе – 12 человек.
Программа модуля  построена на следующих принципах:
-                   Принцип научности (знания, которые сообщает учитель, и, которыми овладевают учащиеся, должны быть научными, основанными на проверенных наукой и практикой положениях).
-                   Принцип доступности (содержание материалов курса предполагает обучение детей разного уровня успеваемости, имеющегося опыта исследовательской деятельности).
-                   Принцип естественности (учащийся сможет исследовать выбранную тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого).
-                   Принцип осмысленности (для того, чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы).
-                   Принцип культуросообразности (воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи).
-                   Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и общественного значения изучаемого материала).
-                   Принцип развития (создание образовательной среды, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, а также предполагает совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов обучения).
-                   Принцип преемственности (данный курс рассматривается как «сквозная» линия в содержании многих предметных программ, т.к. является метапредметным по результативности обучения).

-                                           Принцип самостоятельности и активности (самостоятельная деятельность в ходе исследовательской работы – основной показатель понимания обучающимся изучаемой им проблемы, становления его мировоззенческой позиции. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со сверстниками и педагогами, он становится партнером и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы).

Комментариев нет:

Отправить комментарий