Анкетирование. Правила составления анкет.

Анкетирование – один из основных видов опроса, осуществляемого путем  общения социолога и респондента, при помощи анкеты.
Оно целесообразно в двух случаях: 
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, 
б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. 
Важно! Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз (интервью).

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от выборки респондентов.
1. Любая анкета должна содержать преамбулу (введение), в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
2. Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается  на основе общих требований к опросу:
тематические вопросы, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской работы вопросы
прямые вопросы, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, 
 и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
вопросы-"крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
•вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет");
•вопросы-"меню", т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
•шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
•табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. 
Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом "от частностей к общему".
Примеры анкет:
Анкета "Химия и математика"
Анкета "Водоем Карьер"     Сводка ответов

Сформулируйте вопросы анкеты,
внесите анкету  в приложение шаблона исследовательской работы

Комментариев нет:

Отправить комментарий